В этом году Васант Панчами
отмечается 8 февраля.
Традиции праздника
"Васант" значит Весна, а "Панчами" - это пятый день двухнедельного цикла растущей луны в январе или феврале месяца Мага.
Считается, что в этот день родилась богиня Сарасвати, и одновременно начался весенний сезон - Васант риту (Vasant Ritu). Как Дивали –
Шри Лакшми, а Наваратри – Шри Дурге, Васант Панчами посвящен Шри Сарасвати - Богине искусства, творчества, знания и образования.
Описание Богини Сарасвати
"Сарасвати – Богиня знания и образования. Иногда Она одна появляется в этой чакре [Свадистан], и Ее образ возникает, чтобы
передавать людям настоящий смысл всего знания. В одной руке Она часто держит вину, символизирующую то, что тот, кто обладает
знанием (Гьяни), должен быть человеком, знающим музыку Божественности. В основе индийской классической музыки лежит настоящий
Изначальный звук (Брахма Нада). Таким образом, в этой чакре Богиня появляется с виной, что предполагает то, что если вы ученик, то
вы должны иметь также и знание музыки. Более того, ученик не должен быть сухой личностью, а тем, кто наслаждается красотами
творчества (Мадхурья).
В другой руке Она держит четки, что означает, что после знания искатель должен быть приверженцем Бога и ценить Его вечную
любовь. Поэтому искатель должен быть сведущим в религиозном аспекте образования. Главной целью его обучения должен быть поиск
вечной истины. Это есть признак истинного бхакти: того, кто ищет мудрость, а не просто искусственное знание. В третьей руке Богиня
Сарасвати несет книги знания, что означает, что ученик должен создавать книги из вечных истин, открытых во время его поисков знания.
Сарасвати одета в белое сари с красной каймой, отделанной золотом. Ее транспортное средство (Вахана) – павлин (Маюра),
национальная птица Индии. Это сказочная птица с величественным оперением. Выбор павлина означает, что ученик должен быть
наделен абсолютным чувством эстетики.
Когда на небе появляются облака, павлины начинают танцевать, что является специфическим признаком поведения, который
проявляет эта птица. Она изображает поэта или танцора, с радостью поющего или танцующего при виде облаков. И объясняет это как
известие о будущих благословениях, подобно тому, как фермеры чувствуют радость при виде надвигающегося дождя. Павлины и
фермеры соединены в коллективном сознании в этом проявлении природы. Павлин подобен ученику, который видит милость Бога,
проявляющуюся в виде облаков радости в небе, и с радостью танцует, увидев это зрелище на небе.
Символ павлина далее означает, что ученик, подобно павлину, должен быть провидцем. Танцует самка павлина, не самец. Женские
особи павлина чувствуют отвращение, когда мужские дерутся между собой; именно самки выбирают победителей в такой драке. Это
означает, что ученики не должны сражаться из-за догм, как это делают недостойные люди".
(Шри Матаджи, 1982 год)
История о том, как Брахма прибег к помощи Сарасвати
У ракшаса Раваны был брат Кумбхакарна, который обладал самым большим в мире телом. Он был ужасен и бродил по вселенной,
пожирая мудрецов и простых людей. Когда Равана решил достичь могущества путем совершения аскезы, Кумбхакарна тоже наложил на
себя суровые обеты, чтобы умилостивить Господа Брахму. Летом он окружал себя пылающими кострами, а зимой стоял в ледяной воде с
непоколебимой решимостью в течение десяти тысяч лет.
"Его (Шри Шивы) стиль таков, что в своем сострадании Он прощает даже очень жестоких ракшасов, если они отдают себя Ему. Потому
что Его сострадание не имеет предела. Иногда те же самые люди, которые получили Его благословения, пытаются беспокоить
приверженцев Ади Шакти" (Шри Матаджи, 03.03.96)
Это относится и к Брахме. Поэтому, желая вознаградить старания Кумбхакарны, Брахма собирался даровать ему свои благословения.
Но все Боги с мольбой обратились к Брахме:
- Ракшас этот злонамерен. Единственное его занятие – вселять ужас в сердца живых существ. Если он получит от Тебя благословения,
он опустошит все три мира (небесный, земной и подземный). О, Господь, прежде, чем исполнить желание Кумбхакарны, пожалуйста, введи
его в иллюзию!
Господь Брахма в медитации призвал свою супругу Сарасвати и попросил ее:
- Стань речью Кумхакарны.
Поэтому, когда Брахма спросил Кумбхакарну, чего он хочет, ракшас ответил:
- Позволь мне спать долгие годы!
- Быть посему! – тут же сказал Брахма, и прежде чем он успел удалиться, Кумхакарна пришел в себя и удивился.
- Как я мог произнести эти слова? Видно полубоги ввели меня в иллюзию.
И с тех пор он спал подолгу, и в это время Земля была свободна от его ужасной жестокости.
Во время великого сражения Рамы с Раваной слуги Раваны с великим трудом разбудили Кумбхакарну для участия в битве, в которой
он и был убит.
"Если нам нужно расти, мы должны внимательно посмотреть, как мягко мы говорим, как любезно мы говорим, насколько мы
рассудительны. Это внешнее, но когда мы начинаем делать это внешним образом, энергия начинает приходить изнутри". (Шри
Матаджи, 1991 год)
"Если вы хотите говорить о ком-то, говорите только хорошее, а иначе не говорите вовсе, это лучше всего". (Шри Матаджи, 1991
год)
|