Григорий Померанц - литератор и писатель, культуролог и философ. Умер на девяносто пятом году жизни 16 февраля 2013 года.
Дважды пытался защитить диссертацию, но дважды не смог: по указке сверху по политическим мотивам его диссертации снимали с
обсуждения в Ученом Совете, или считали тему неактуальной. Автореферат второй диссертации был уже напечатан, и ее активно
использовал в картине "Сталкер" Андрей Тарковский. В начале пятидесятых Григория Померанца исключили из партии, осудили за
антисоветскую деятельность на пять лет лагерей, он неоднократно подвергался репрессиям за диссидентскую деятельность. Григорий
Померанц полемизировал с Солженицином, отстаивая право личности на автономность в противовес почвенничеству и национализму
автора книги "Архипелаг ГУЛАГ". Он был противником всяких утопий и мифологем, наукообразных идеологических схем, приводящих к
гибели тысяч и миллионов, что несравнимо ни с какими жертвами маньяков-убийц. Основой человеческого бытия Григорий Соломонович
считал глубинную внутреннюю философию и религию. С конца восьмидесятых и до последнего времени Григорий Соломонович Померанц
получил возможность выступать с публичными лекциями, писать и издавать в открытой печати статьи и книги, вести семинары. Он был
одним из последних русских интеллигентов, до конца отстаивающих право личности на свободу, выражение собственного мнения и
противостояние пошлости. -- Тина Гай
Избранные цитаты
Одна из особенностей великих культурных миров - способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к
внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него...
Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться
от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови" (Мандельштам). Пионерами могут быть и большие, и маленькие
страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все.
Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. Я
вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья"... С самого раннего детства можно
воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции
неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.
Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на
Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и
дискуссиях, в развитии мысли...
Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день
скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово "кала" на санскрите - это омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в
вечном, падет под напором перемен. Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем,
используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века.
Любовь так тесно связана с болью, что без готовности терпеть боль и страх боли она совсем невозможна.
Без способности поставить себя на второе место, без способности умалиться - все дары становятся жерновами на шее.
В пространстве и времени Бог может найти себя лишь в глубине человеческого сердца, но только в самой последней его глубине. И
вот когда человек достигает последней глубины, он чувствует некий Дух, который подсказывает ему, что такое хорошо и что такое плохо.
Интеллигентность - это внутренняя готовность к внешней свободе и готовность защищать эту свободу от покушения извне, и от
внутренних пороков, от превращения свободы во вседозволенность.
Опыт последних веков показал, как опасно доверять логике, не поверяя ее сердцем и духовным опытом. Ум, ставший практической
силой, опасен. Опасен научный ум со своими открытиями и изобретениями. Опасен политический ум со своими реформами. Нужны системы
защиты от разрушительных сил ума, как на АЭС от атомного взрыва. Ни один злодей, разбойник, садист не совершили столько зла,
сколько энтузиасты благородных идей, прогрессивных идей, целенаправленного добра... Миллионы людей убивала идея окончательного
решения, окончательного выхода из всех кризисов, идея прыжка из царства необходимости в царство свободы (или в другую утопию).
Все в мире несовершенно, болезненно, неустойчиво, трудно. Но увидеть это, не цепляться за устойчивость, за нетрудность, за
комфорт - первый шаг к устойчивости в пустоте. Мое ничтожное положение стало моей почвой.
Всякая личность начинается тогда, когда чувствуешь потребность выйти из толпы и ищешь какие-то твердые основания своего
личного бытия, твердый стержень, твердую основу.
В 1970 году, вдумываясь, почему Достоевский мало кого убедил своими "Бесами", я сформулировал догмат полемики: "Дьявол
начинается с пены на губах ангела... Все рассыпается в прах: и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и
потому зло на земле не имеет конца". В полемике 70-х годов я упорно в мучительной борьбе с собой смахивал с губ эту пену и
сформулировал второй догмат: "Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию".
Вера говорит: вспоминай свой грех. Вспоминай свою тоску, которая выталкивает тебя из греха (или из жизни, если иначе не выходит).
Вспоминай свое отвращение. Это тоска по Богу. И она приведет тебя к Богу, если будет достаточно сильной. Каждый из нас -
Раскольников. У каждого из нас есть свой тайный грех. И каждому из нас открыта бездна Бога. Но мы ее боимся. Мы не готовы вступить в
нее. И потому предпочитаем забывать грехи. Это норма. И то, что нарушает норму, мы называем болезнью, болезненным стремлением
копаться в душевной грязи.
Способность к счастью - признак гармонической личности, свободной от страха, суеты, запутанности в заботах, личности, способной
брать от жизни то, что жизнь дает, и давать ей все, что жизнь требует.
Нужно очень долго разжигать внутренний костер, чтобы пламя его сожгло мусор и открыло путь глубокому созерцанию, до мига, в
который хаос человеческих дел будет схвачен волшебным узлом и станет единством, станет иерархией, в которой все на своем месте и
нет сомнения, что выше и что ниже, когда вязать и когда разрешать.
Наше спасение в глубине, где вовсе не каждый миг высший. На этой глубине человек, отбросив иллюзии, остается один на один с
проклятыми вопросами, со страданием и смертью. Но я не променяю зарю, которую надо ждать, на электричество, вспыхивающее от
нажатия кнопки. Я верю в зарю, и я не раз видел ее.
Счастье - это не суррогат жизни. Это сама жизнь, открытая глубине, со всеми ее бедами, но и с той силой, которую дает глубина. Бог,
скрытый в глубине, не страхует нас от несчастий, но он дает силу переносить несчастья и, потеряв все, начинать жизнь заново.
Продолжая путь, мы опять должны войти в темное ущелье, но знаем, что выйдем снова на свет и обрадуемся свету и эту радость будем
нести сквозь тьму - до следующего взрыва света.
Иван Ильин. Без любви (из письма к сыну) /22.08.2015/
Президент Российской Федерации Владимир Путин является поклонником Ивана Александровича Ильина и даже за свои
деньги перенес его останки в Россию и установил памятник. Это очень вдохновляет, когда власть имущие люди формировывают свое
мировоззрение на основе идей лучших духовных лидеров своего народа.
Иван Александрович Ильин (28.03.1883 - 21.12.1954) - выдающийся русский мыслитель, философ, правовед, публицист. Автор более
пятидесяти книг и более тысячи статей на русском, французском, английском и немецком языках. В 1906 году закончил юридический
факультет Московского Императорского университета. В 1909 году стал приват-доцентом кафедры истории права и энциклопедии права, в
1918 году доктором государственных наук, написав диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". В 1922
году выслан из Советской России как активный противник большевистского режима. С 1922 года по 1934 год - профессор Русского
научного института в Берлине. Редактор-издатель журнала "Русский колокол" (1927-1930). Из-за преследований гестапо в 1938 году
вынужден был перебраться в Швейцарию, где прожил до 1954 года. Тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой
смерти оставался противником коммунизма и большевизма. Его взгляды очень повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов
консервативного направления XX века.
Без любви (из письма сыну)
Итак, ты думаешь, что можно прожить без любви: сильною волею, благою целью, справедливостью и гневной борьбой с
вредителями? Ты пишешь мне: "О любви лучше не говорить: ее нет в людях. К любви лучше и не призывать: кто пробудит ее в черствых
сердцах?"...
Милый мой! Ты и прав, и не прав. Собери, пожалуйста, свое нетерпеливое терпение и вникни в мою мысль...
Читать далее »

Николай Александрович Бердяев. Избранные цитаты /30.05.2015/
Русский философ Николай Бердяев родился в аристократической семье. Поступил в Киевский кадетский корпус, но вскоре
оставил его ради факультета естественных наук Киевского университета Святого Владимира. С 1894 года Бердяев начинает изучать
теорию научного социализма в одном из киевских социал-демократических кружков. Участие в студенческом движении заканчивается
арестом в 1898 году местным тюремным заключением, судом и ссылкой в Вологду в 1901-1902 гг. В 1904 году Николай Александрович
Бердяев работал в журнале "Новый путь", затем редактором "Вопросы жизни", в 1911 году публикует труд "Философия свободы".
Николай Бердяев через год после февральских событий 1917 года создал Вольную Академию духовной культуры. В 1920 году
историко-филологический факультет Московского университета избирает его профессором. Затем Бердяева арестовывают в связи с делом
так называемого "тактического центра". Летом 1922 года последовал еще один арест, а осенью - высылка за пределы страны. С 1922
года по 1924 год жил в Берлине, завязал знакомства с О.Шпенглером, М. Шелером и др. Затем Бердяев переезжает в Париж. В 1946 году
издает книгу "Русская идея" - осмысление истории русской философии.
Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.
Этика есть не только суд над человеком, но и суд над Богом. Против Бога восстало не только зло, но и добро, неспособное
примиритьться с самим фактом существования зла...
Читать далее »

Сковорода. Избранные цитаты /03.03.2013/
Пока мы не познали, что в нас, какая нам польза знать, что вне нас? Да и можно ли, не познав себя, познать мир? Может ли тот,
кто слеп дома, быть зрячим в гостях? <...>
Мы измерили землю, солнце, звезды, морские глубины, лезем в глубь земли за золотом, отыскали реки и горы на луне, открываем новые
звезды и знаем их величину, засыпаем пропасти, строим хитрые машины; что ни день, то все новые и новые выдумки. Чего мы только не
умеем! Чего не можем! Но чего-то, и самого важного, все-таки не хватает нам. Чего именно, мы и сами не знаем. Мы похожи на маленького
ребенка: он чувствует, что ему нехорошо, а почему нехорошо, он не знает.
Нехорошо нам оттого, что мы знаем много лишнего, а не знаем самого нужного: самих себя. Не знаем того, кто живет в нас. Если мы знали
и помнили то, что живет в каждом из нас, то жизнь наша была бы совсем другая...
Читать далее »
|
Личный опыт

Строки мудрости

Это интересно

Избранное творчество

Научные материалы

СМИ о Сахаджа Йоге
Последнее по разделу: 'Строки мудрости'
| |
США как несостоявшееся государство /30.03.2017/

Основы вдохновляющего общения /24.02.2017/

Об одержимости /14.01.2017/

Григорий Соломонович Померанц. Избранные цитаты /10.12.2016/

Что такое настоящее богатство и как его достичь? /22.10.2016/

Иллюзия и реальность /10.09.2016/

Популярное по разделу: 'Строки мудрости'
| |
Самая сильная мантра

Иисус Христос в Индии

Цитаты и афоризмы

Антуан де Сент-Экзюпери. Цитаты

США как несостоявшееся государство

Основы вдохновляющего общения
Наши сайты:
| |
Сахаджа Йога

Шри Матаджи

Проект сайтов ОМКАРА

Притчи и афоризмы

Медитация и здоровье

Форум сахаджа йогов

Библиотека cахаджа йогов

Ислам и Сахаджа Йога

Получите самореализацию!
|