Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент
Петербургской Академии Наук с 1877 года. Является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.
Достоевский расценивается как один из величайших и наиболее влиятельных романистов золотого века русской литературы.
Одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать
По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому – не будет у России, и никогда еще не было, таких
ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а
Европа согласится признать их освобожденными!
И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень
люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что все точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому,
неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, – у них характер в этом смысле как у всех, – а именно потому, что такие вещи
на свете иначе и происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к
этому нам надо приготовиться вперед.
Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии,
например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от
России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России
они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира
вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, "имея в виду расширение границ и
основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени".
Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею
знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, –
коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии. Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем
во главе, поднятую против извергов за освобождение несчастных народностей, – эту войну поняли ли, наконец, славяне теперь, как вы
думаете? Но о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же мы еще нужны славянам, мы их освобождаем, но потом, когда
освободим и они кое-как устроятся, – признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их, решите-ка это? Да
ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет
освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощью Европы,
которая, опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их.
Это хитрое учение, наверно, существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и
политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем о России. Может быть, целое столетие, или
еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими
государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Но
люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому
гонению.
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они - племена образованные, способные
к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской
крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно, явятся с самого начала конституционное управление,
парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе
в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало, наконец,
министерство в (...страну по вкусу...) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (...фамилию по
вкусу...) согласился, наконец, принять портфель президента совета министров.
России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности
своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный
период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде
человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать.
Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью.
Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то
они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа - естественный враг их единству, была им и всегда
останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит – Россия, которая, неодолимо притягивая
их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство. Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно
согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось
в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в
море.
России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется,
сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею,
силами, деньгами? Неужто из-за того, чтоб пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности? О, конечно, Россия все же
всегда будет сознавать, что центр славянского единства – это она, что если живут славяне свободною национальною жизнью, то потому,
что этого захотела и хочет она, что совершила и создала все она. Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад
и вечной заботы? Ответ теперь труден и не может быть ясен. Во-первых, у России, как нам всем известно, и мысли не будет, и быть не
должно никогда, чтобы расширить насчет славян свою территорию, присоединить их к себе политически, наделать из их земель губерний
и прочее. Все славяне подозревают Россию в этом стремлении даже теперь, равно как и вся Европа, и будут подозревать еще сто лет
вперед. Но да сохранит Бог Россию от этих стремлений, и чем более она выкажет самого полного политического бескорыстия относительно
славян, тем вернее достигнет объединения их около себя впоследствии, в веках, сто лет спустя.
Доставив, напротив, славянам с самого начала как можно более политической свободы и устранив себя даже от всякого опекунства и
надзора над ними и объявив им только, что она всегда обнажит меч на тех, которые посягнут на их свободу и национальность, Россия тем
самым избавит себя от страшных забот и хлопот поддерживать силою это опекунство и политическое влияние свое на славян, им, конечно,
ненавистное, а Европе всегда подозрительное. Но выказав полнейшее бескорыстие, тем самым Россия и победит, и привлечет, наконец, к
себе славян; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом, когда-нибудь, воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской
доверенностью. Все воротятся в родное гнездо.
О, конечно, есть разные ученые и поэтические даже воззрения и теперь в среде многих русских. Эти русские ждут, что новые,
освобожденные и воскресшие в новую жизнь славянские народности с того и начнут, что прильнут к России, как к родной матери и
освободительнице, и что несомненно и в самом скором времени привнесут много новых и еще неслыханных элементов в русскую жизнь,
расширят славянство России, душу России, повлияют даже на русский язык, литературу, творчество, обогатят Россию духовно и укажут ей
новые горизонты.
Признаюсь, мне всегда казалось это у нас лишь учеными увлечениями; правда же в том, что, конечно, что-нибудь произойдет в этом
роде несомненно, но не ранее ста, например, лет, а пока, и, может быть, еще целый век, России вовсе нечего будет брать у славян ни из
идей их, ни из литературы, и чтоб учить нас, все они страшно не доросли. Напротив, весь этот век, может быть, придется России бороться
с ограниченностью и упорством славян, с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских
форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся.
После разрешения Славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное разрешение Восточного вопроса. Долго еще не
поймут теперешние славяне, что такое Восточный вопрос! Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень
долго. Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь. Опять-таки скажут: для чего
это все, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу? Для чего: для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить
миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать, в конце концов, великий и мощный организм братского союза племен,
создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести, наконец,
всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания – вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите.
Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним
своим "интересам", то погибнут эти нации, несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед
собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь)
воссоединению в великое целое. Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству... Выше таких целей не
бывает никаких на свете. Стало быть, и "выгоднее" ничего не может быть для России, как иметь всегда перед собой эти цели, все более и
более уяснять их себе самой и все более и более возвышаться духом в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для
человечества.
1877 год
Николай Александрович Бердяев. Избранные цитаты /30.05.2015/
Русский философ Николай Бердяев родился в аристократической семье. Поступил в Киевский кадетский корпус, но вскоре
оставил его ради факультета естественных наук Киевского университета Святого Владимира. С 1894 года Бердяев начинает изучать
теорию научного социализма в одном из киевских социал-демократических кружков. Участие в студенческом движении заканчивается
арестом в 1898 году местным тюремным заключением, судом и ссылкой в Вологду в 1901-1902 гг. В 1904 году Николай Александрович
Бердяев работал в журнале "Новый путь", затем редактором "Вопросы жизни", в 1911 году публикует труд "Философия свободы".
Николай Бердяев через год после февральских событий 1917 года создал Вольную Академию духовной культуры. В 1920 году
историко-филологический факультет Московского университета избирает его профессором. Затем Бердяева арестовывают в связи с делом
так называемого "тактического центра". Летом 1922 года последовал еще один арест, а осенью - высылка за пределы страны. С 1922
года по 1924 год жил в Берлине, завязал знакомства с О.Шпенглером, М. Шелером и др. Затем Бердяев переезжает в Париж. В 1946 году
издает книгу "Русская идея" - осмысление истории русской философии.
Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.
Этика есть не только суд над человеком, но и суд над Богом. Против Бога восстало не только зло, но и добро, неспособное
примиритьться с самим фактом существования зла...
Читать далее »

Коллективная карма /14.02.2012/
Что действительно поражает нас в последовательности цивилизаций на нашей планете? То, что рано или поздно они гибнут,
как только порывают пуповину, связывающую их с Матричной Силой Вселенной, то есть с поклонением Матери. Все религии и идеологии,
отвергнувшие поклонение Материнскому Началу Вселенной, лишены мягкости, а следовательно удалены от Истины и не могут долго
существовать. Так похоронный звон прозвучал для Акрополя, когда Греция отвернулась от богини Афины. Король Англии Генрих VIII
убил семь королев, другими словами, семь символов власти шакти, и отверг дорогое католикам поклонение Деве и Ребенку, чтобы
учредить англиканскую Протестантскую Церковь, где не признана Божественная Мать. Можно заметить, что нации, на культуру которых оказали большое влияние англо-саксы,
действительно обладают закрытым
или поверхностным сердцем, типичным при отсутствии материнских качеств. Не выражает ли преклонение британцев перед своей
королевой, высмеиваемое определенными европейскими странами, тоску по Материнской силе, разрушенной на том острове руками
проклятого короля, по той силе, которую многие латинские нации сумели сохранить?
Как это ни парадоксально, Италия дала приют на своей земле одной из самых мощных патриархальных организаций в мире -
Ватикану. Несмотря на это, почитание Матери и Ребенка никогда не ослабевало в этой стране, что может объяснить, почему Италия
обладала определенной защитой против массового кровопролития - эта страна окутана аурой невинности.
Читать далее »

Иоанн из Иерусалима. Книга пророчеств (11 век) /03.04.2007/
Когда наступит новое тысячелетие после окончания нынешнего тысячелетия, люди,
в конце концов, откроют свои глаза.
Они больше не будут заточены в своей голове и в своих городах, но их взор
охватить пространство от одного края земли
до другого, и они станут способными понимать друг друга. Они осознают то, что
причиняет боль одному и заставляет
страдать другого. Люди объединятся в единое целое, каждый в котором будет
крохотной составляющей. Вместе они будут
сердцем этого целого.
Читать далее »
|
Личный опыт

Строки мудрости

Это интересно

Избранное творчество

Научные материалы

СМИ о Сахаджа Йоге
Последнее по разделу: 'Строки мудрости'
| |
США как несостоявшееся государство /30.03.2017/

Основы вдохновляющего общения /24.02.2017/

Об одержимости /14.01.2017/

Григорий Соломонович Померанц. Избранные цитаты /10.12.2016/

Что такое настоящее богатство и как его достичь? /22.10.2016/

Иллюзия и реальность /10.09.2016/

Популярное по разделу: 'Строки мудрости'
| |
Самая сильная мантра

Иисус Христос в Индии

Цитаты и афоризмы

Антуан де Сент-Экзюпери. Цитаты

США как несостоявшееся государство

Основы вдохновляющего общения
Наши сайты:
| |
Сахаджа Йога

Шри Матаджи

Проект сайтов ОМКАРА

Притчи и афоризмы

Медитация и здоровье

Форум сахаджа йогов

Библиотека cахаджа йогов

Ислам и Сахаджа Йога

Получите самореализацию!
|