Русский философ Николай Бердяев родился в аристократической семье. Поступил в Киевский кадетский корпус, но вскоре
оставил его ради факультета естественных наук Киевского университета Святого Владимира. С 1894 года Бердяев начинает изучать
теорию научного социализма в одном из киевских социал-демократических кружков. Участие в студенческом движении заканчивается
арестом в 1898 году местным тюремным заключением, судом и ссылкой в Вологду в 1901-1902 гг. В 1904 году Николай Александрович
Бердяев работал в журнале "Новый путь", затем редактором "Вопросы жизни", в 1911 году публикует труд "Философия свободы".
Николай Бердяев через год после февральских событий 1917 года создал Вольную Академию духовной культуры. В 1920 году
историко-филологический факультет Московского университета избирает его профессором. Затем Бердяева арестовывают в связи с делом
так называемого "тактического центра". Летом 1922 года последовал еще один арест, а осенью - высылка за пределы страны. С 1922
года по 1924 год жил в Берлине, завязал знакомства с О.Шпенглером, М. Шелером и др. Затем Бердяев переезжает в Париж. В 1946 году
издает книгу "Русская идея" - осмысление истории русской философии.
Цитаты о Боге, свободе, вере и сострадании
Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.
Этика есть не только суд над человеком, но и суд над Богом. Против Бога восстало не только зло, но и добро, неспособное
примиритьться с самим фактом существования зла.
Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа... Христос был не основателем религии, а религией... Чудо должно быть от веры,
а вера от чуда.
Христианство - не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке.
Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку... Индивидуализм всегда убивает личность и
индивидуальность.
Добрые дела, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые.
Где нет любви, там нет и добра.
Человек не может, не должен в своем восхождении улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за
всех... Свобода не должна стать снятием ответственности за ближних.
Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от
свободы, чтобы облегчить себя... Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение
соблазнов свободы... Человек - раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.
Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, оттягчающая
жизнь безмерной ответственностью. Можно было бы сказать, что неверующие больше облегчили себе жизнь, чем верующие.
Ничего нельзя любить, кроме вечности. И нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви. Если нет вечности, то ничего нет.
Мгновение полноценно, лишь если оно приобщено к вечности...
Трудно понять и принять психологию благочестивых христиан, которые спокойно мирятся с тем, что окружающие их люди, иногда
даже близкие им люди, будут в аду. Нельзя примириться с тем, что человек, с которым я пью чай, обречен на вечные адские муки.
Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: "Кайн, где брат твой Авель?" Оно кончится другим Божьим вопросом: "Авель, где
брат твой Каин?"
Самые самолюбивые люди - это люди, не любящие себя... Считать себя страшным грешником - такое же самомнение, как и считать
себя святым.
Цитаты о государстве, обществе и революциях
Власть авторитета предполагает свободу в его признании.
Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно
превратиться в ад.
Отрицание России во имя человечества есть ограбление человечества.
Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть
революцию и большевиков.
Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были
реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг.
Самодержавие народа - самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества, от темных
инстинктов масс. Воля одного, воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех.
Народу кажется, что он свободен в революциях, это страшный самообман. Он - раб темных стихий. В революции не бывает и не может
быть свободы, революция всегда враждебна духу свободы... Революция... случается с человеком, как случается болезнь, несчастье,
стихийное бедствие, пожар или наводнение.
Революция - конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого.
Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения... Революция есть догнивание старого режима, и
нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение.
Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в
евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т.д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя.
Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и
критерий правды и истины!... Признание народной воли верховным началом общественной жизни может быть лишь поклонением
формальному бессодержательному началу, лишь обоготворением человеческого произвола. Не то важно, чего хочет человек, а то, чтобы
было то, чего он хочет. Хочу, чтобы было то, чего захочу - вот предельная формула демократии, народовластия.
Само содержание народной воли не интересует демократический принцип. Народная воля может захотеть самого страшного зла и
демократический принцип ничего не может возразить против этого.
Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, то есть быть философом.
Ответ Льва Толстого об отлучении его от церкви /17.06.2013/
24 февраля (по старому стилю) 1901 года официальный орган Синода Православной Церкви - "Церковные ведомости,
издаваемыя при святейшем правительствующем синоде" - опубликовал "Определение святейшего синода...", в котором сообщалось, что граф
Лев Толстой отлучен от церкви. Морально к отлучению графа Церковь готовилась давно: известна роспись в церкви села Тазова Курской
губернии, которая называется "Лев Толстой в Преисподней", и на которой изображен Лев Толстой в объятиях Сатаны. В начале ХХ века граф
Лев Николаевич Толстой был официально отвергнут церковью, имевшей жесточайшую идеологическую монополию на территории Российской
Империи...
Читать далее »

Редьярд Киплинг. Заповедь /18.08.2012/
Английский классик литературы Редьярд Киплинг родился в Бомбее в семье скульптора в 1865 году. До шести лет мальчик
жил
в дружной семье, в родном доме, где его воспитанием занимались индийские няни и слуги.
В школу родители отправили Редьярда в Англию, в частный пансион. Эту пору своей жизни писатель назвал "домом отчаяния".
Хозяйка
этого дома невзлюбила независимого мальчика и постоянно издевалась над ним. Все это он опишет потом в рассказе "Мэ-э, паршивая
овца..." Однажды эта хозяйка за какую-то провинность повесила мальчику на грудь надпись "лгун" и заставила так ходить по школе.
Нервы
его не выдержали, он тяжело заболел. Приехала мать и увезла его опять в Индию. Здесь он заканчивал образование тоже в довольно
строгой школе. Об этих годах он рассказал в книге "Стоки и компания".
В семнадцать лет Редьярд решил, что будет писателем. Для начала он становится колониальным газетчиком. Пишет репортажи о
войнах
и эпидемиях, ведет светскую хронику, берет интервью у самых разных людей...
Читать далее »

Клайв Льюис. О сочетании добра и зла и о величайшем грехе /10.11.2010/
Клайв Стейплз Льюис - английский литератор и филолог...
Так или иначе, люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они считают, что на самом деле нет неизбежного
выбора, и, если хватит ума, терпения, а главное - времени, можно как-то совместить и то, и это, приладить их друг к
другу, развить или истончить зло и добро, ничего не отбрасывая. Мне кажется, что это тяжкая ошибка. Нельзя взять в
путь все, что у тебя есть, иногда приходится даже оставить глаз или руку. Путь нашего мира - не радиусы, по которым,
рано или поздно, доберешься до центра. Что ни час, нас поджидает развилка, и приходится делать выбор. Даже на
биологическом уровне жизнь подобна дереву, а не реке. Она движется не к единству, а от единства, живые существа
тем более разнятся, чем они совершеннее. Созревая, каждое благо все сильнее отличается не только от зла, но и от
другого блага...
Существует пoрок, от которого не свободен ни один человек на свете; но каждый ненавидит его в ком-то другом,
и едва ли кто-нибудь, кроме христиан, замечает его в себе. Я слышал, как люди признаются, что у них плохой
характер, или даже в том, что они тpyсы. Но Я не припомню, чтобы когда-либо слышал от нехристианина признание в
этом пороке. Зато я очень редко встречал неверующих, которые были бы хоть немного снисходительны к этому пороку
в других. Нет порока, который так oтвращает от человека, и нет порока, который мы меньше замечаем в себе. Чем
бoльше этот порок у нас, тем бoльше мы ненавидим его в других...
Читать далее »
|